Резюме итогов года и работы менеджмента в контексте реализации стратегии
В процессе реализации стратегии Customer Lifetime Value 2.0 (CLV 2.0) МТС эволюционирует из моноотраслевого (телекоммуникационного) игрока в мультиотраслевую компанию, действующую на нескольких рынках, развивающую разноплановые бизнес-направления, находящиеся на разных этапах зрелости и обладающие различным масштабом и динамикой. В таких условиях одной из ключевых задач, стоящих перед Советом директоров и высшим менеджментом, является поиск оптимального формата системы управления бизнес-направлениями, что отражается в процессе трансформации управленческой структуры Компании.
В 2021 год Компания вошла с полностью сформированной структурой, отвечающей новой конфигурации бизнеса и создавшей в бизнес-вертикалях и горизонталях необходимые условия для продуктивной совместной работы и выполнения бизнес-задач. Это позволило сконцентрироваться на решении более высокоуровневой проблемы — как транслировать растущие компетенции, расширяющееся продуктовое наполнение и увеличивающуюся стоимость, предлагаемую нами клиентам, в рост акционерной стоимости Группы МТС. В результате всестороннего анализа мы приняли стратегическое решение о целесообразности повышения самостоятельности перспективных бизнес-направлений вплоть до выделения их в самостоятельные активы. Такой подход позволяет решить сразу несколько задач: обеспечивает лучшую мотивацию команд направлений, упрощает внедрение бизнес-процессов, специфичных для каждого конкретного направления, еще в большей мере сфокусирует менеджмент на задаче формирования высококлассного продукта. Но наиболее важным эффектом, которого мы хотим добиться, является оценка инвестиционным сообществом бизнес-направлений, входящих в Группу МТС, по справедливым мультипликаторам, присущим каждому конкретному виду бизнеса, что в совокупности существенно повысит общую инвестиционную оценку Группы МТС и положительно повлияет на рост акционерной стоимости. Принятие и начало реализации этой концепции — ключевое стратегическое решение, принятое органами корпоративного управления и менеджментом Компании в 2021 году.
Первыми конкретными решениями Совета директоров на этом пути стало выделение башенной инфраструктуры в ООО «Башенная инфраструктурная компания», а также передача существенной части инфраструктурного оборудования в АО «МТС Веб Сервисы». Стратегии в отношении выделяемых активов могут существенно различаться в зависимости от ряда факторов, таких как динамика роста, степень влияния на реализацию стратегических целей и задач, возможность внешней монетизации, комплементарность экосистеме и т.д. Но в любом случае все наши действия в отношении активов будут направлены на суммирующий рост акционерной стоимости Группы МТС.
Результаты операционной деятельности Компании в 2021 году подтверждают высокую продуктивность действий менеджмента по основным бизнес-направлениям, что в результате позволило достичь целевых уровней по всем ключевым показателям деятельности Группы МТС. Среди наиболее ярких достижений отдельных направлений мы хотим отметить следующие.
- Телеком. Обеспечена высокая динамика расширения сети 4G — введено в эксплуатацию более 25 тыс. базовых станций (30%-ный прирост). В процессе проектирования сети производится моделирование и прогнозирование уровня доходов на основе механик Big Data и AI, что наглядно иллюстрирует естественный симбиоз экосистемных вертикалей и горизонталей. Успешно реализуется программа модернизации фиксированной сети, по итогам года на более 60% ее покрытия клиентам стали доступны скорости до 1 Гб/с. Уверенный рост числа пользователей подписки МТС Premium, являющейся важным маркетинговым инструментом привлечения клиентов к экосистемным предложениям МТС.
- Финтех. Оказал существенный вклад в рост объема выручки Группы МТС в 2021 году — 34%. Во многом это стало возможным благодаря росту розничного портфеля (более 60% за год), в частности двукратного роста продаж кредитных продуктов. Значимый прогресс сервиса МТС Оплата (в том числе полный рефакторинг технического решения), который призван стать основным платежным инструментом для экосистемы Группы МТС.
- Медиа. В апреле 2021 года состоялся запуск стримингового сервиса KION на базе OTT платформы МТС ТВ, который стал ярким дополнением к экосистемному предложению МТС. Важным конкурентным дифференциатором проекта KION является контентная линейка KION Originals, в которой представлены оригинальные эксклюзивные проекты..
Более подробная информация о результатах года в разрезе основных направлений бизнеса МТС доступна в разделе «Развитие экосистемы МТС».
В 2021 году Советом директоров МТС было принято решение систематизировать существующие в компании ESG-практики и одновременно придать ESG-направлению больший вес, отвечающий его возрастающей значимости. В частности, ESG Комитет преобразован из Комитета по корпоративному управлению, экологической и социальной ответственности Совета директоров ПАО «МТС» (далее — «Комитет»), определены цели и задачи Комитета, утверждено положение о Комитете, принято решение о разработке ESG-стратегии ПАО «МТС», которая в октябре 2021 года прошла одобрение на уровне Комитета Совета директоров.
В области M&A Советом директоров были рассмотрены и приняты решения об участии в ряде компаний с целью усиления позиций МТС в направлении телеком, а также об участии в перспективных проектах, относящихся к новым цифровым направлениям бизнеса. С учетом сложившихся уже в 2022 году обстоятельств мы ожидаем повышения интенсивности рассмотрения подобных вопросов, намереваясь воспользоваться благоприятным фоном для осуществления стратегических инвестиций в перспективные цифровые направления.
Исполняя функцию защиты прав и интересов акционеров, Совет директоров, в частности, обеспечил контроль за соблюдением принятого Компанией Положения о дивидендной политике и принял необходимые решения для выплаты утвержденного объема дивидендов1. Кроме того, были приняты решения о прямом выкупе акций компании у акционеров, не выразивших согласия по вопросам выделения части активов Группы МТС в отдельные юридические лица. Таким образом мы подчеркиваем, что вне зависимости от степени поддержки со стороны инвесторов наших стратегических инициатив соблюдение прав и интересов акционеров является для нас безусловным приоритетом.
1 Подробная информация в разделе «Капитали ценные бумаги».
ПАО «МТС» придерживается ответственного ведения бизнеса и принципов нулевой терпимости к нарушениям правил делового поведения и этики. Совет директоров поддерживает развитие этической культуры и программы комплаенс как основополагающего элемента надлежащей деловой практики. Проведенное в 2021 году исследование комплаенс-культуры показало верность данного курса и указало дальнейшие пути развития комплаенс в МТС.
Среди прочих вопросов, рассмотренных Советом директоров МТС в 2021 году, и принятых в связи с этим решений можно отметить следующие.
- Совет директоров рассмотрел и принял решения в отношении общей стратегии Группы МТС и стратегий отдельных бизнес-направлений. Также, реализуя право по формированию позиции МТС как акционера, Совет директоров рассмотрел отчеты о результатах деятельности и стратегии дочерних и зависимых обществ.
- Следуя лучшим практикам корпоративного управления, Совет директоров рассмотрел вопросы, связанные с функционированием системы внутреннего аудита, контроля и комплаенс, системы управления рисками МТС.
- Приняты необходимые решения относительно состава Правления ПАО «МТС».
- Произведена оценка выполнения в 2020 году целевых КПЭ президента и членов Правления МТС, а также утверждены целевые уровни КПЭ на 2021 год указанных органов управления.
- Рассмотрены и одобрены результаты исполнения бюджета и программы капитальных затрат МТС в 2020 году, а также бюджет и программа капитальных затрат МТС на 2022 год.
- Реализуя право по формированию позиции МТС как участника дочерних обществ, Совет директоров обеспечил формирование корпоративных органов управления дочерних обществ МТС.
- В рамках обеспечения прав и интересов акционеров МТС Советом директоров проведены все необходимые процедуры для созыва общего собрания акционеров, подготовлены информация и материалы и предоставлены рекомендации по всем вопросам, требующим одобрения акционеров.
- С целью обеспечения высокого уровня мотивации персонала и качества управления Компанией Советом директоров была рассмотрена и принята программа мотивации и долгосрочного материального поощрения сотрудников МТС.